Реж, Фредди, реж

Слэшер - дело молодое. Этот жанр, ориентированный прежде всего на подростков, уже давно не вызывает скандалов или споров, а его способность шокировать зрителя несказанно измельчала.
Кошмар на улице вязов

Многие фильмы, воспитанные в недрах этого кинематографического мясокомбината, получили статус классических, и это окончательно разоружили скептически настроенную общественность.

Идеальный слэшер не содержит ни морали, ни философии. Он состоит только из плоти и крови, а также орудий, с помощью которых эти вещества бытия добывают в чрезмерных количествах. Эстетический парадокс слэшера заключается в том, что этих минимальных средств хватает для создания полноценного "художественного мира".

Единственный нюанс, который позволяет отличить действительно хороший слэшер от остальной степи, усеянной порубленными телами, - это сам образ Потрошителя. И стоит признать, что в течение нескольких десятилетий армию психопатов возглавляет именно Фредди Крюгер - тот, который убивает во сне.

Персонаж, созданный Весом Крэйвеном 1984 года, - маньяк, незабываемый и выносливый, как коммунистическая партия Украины. Если посчитать, сколько часов сна он отобрал у зрителей по всему миру, - из них можно было бы скроить какую-то вечность.

Феномен Фредди еще задолго до его появления пытался истолковать Фрейд, а впрочем, душегуб категорически не согласен со славным психоаналитиком. Жертвы, порезанные во сне, стекают кровью в своих кроватях, и поэтому посетить терапевта никак не успевают. Это только сон, правда? - Иронизирует маньяк, который питается исключительно воспоминаниями, детскими травмами и страхом.

В отличие от большинства экранных извращенцев, Фредди Крюгер практически не участвует в соревновании по жестокости и насилия. Режет себе - и все. Его преимущество - в другом. Ведь никто не знает, кто такой Фредди Крюгер. В этом персонаже нет ничего случайного и ничего лишнего. Он столь же условно, насколько и тщательно детализированный: этого монстра невозможно представить без полосатого красно-зеленого свитера, шляпы, скрывает искаженное лицо, и смертоносной перчатки если забрать у него любой элемент этой маски - все, нет Фредди.

Его обожженные лица - отнюдь не самая страшная тварь в истории кино, однако именно эта харя предстает перед глазами, когда устраиваешь переучет впечатлений от увиденных на протяжении жизни хоррор-фильмов. Возможно, именно потому, что в ней нет ничего сверхъестественного. Наконец, Уэс Крэйвен сперва увидел на улице бродягу с такой внешностью, и уже потом "дорисовал" этот образ.

Отдельного внимания заслуживает рука Крюгера, породившая отдельный тренд в области слешеров; фантазия многих современных режиссеров сполна зациклилась на использовании различных механизмов и приспособлений для шинкования плоти, как в "Хостеле" или большинства частей "Пилы". Очевидно, эта безжалостная рука имеет собственное, не связанное с Крюгером, происхождение. Стоит вспомнить хотя бы детские ночные истории, общие для многих поколений, среди которых непременно фигурирует та или иная вариация на тему "черной руки", которая появляется внезапно и ниоткуда, чтобы схватить за горло. Меня, например, в детстве никогда не интересовало, чья же это рука, - настолько убедителен был сам образ и эффект от него; лишь впоследствии я прозрел: ага, так это же был он, Фредди.

Когда только появились первые, Сэмюэль Байер снимает римейк "Кошмар на улице Вязов", легионы фанатов жанра заранее зашельмувалы саму эту идею. Причин для возмущения хватает: вместо неизменного Роберта Инглунда, чей актерский талант пожизненно заключила в тюрьму роль Крюгера, режиссер позвал Джеки Э. Хейли, уже тянет на акт вандализма, во-вторых, "поколение Крюгера" трепетно ​​хранит в себе детское восприятие культовой ленты, воспроизвести который невозможно, да и голливудская римейков одержимость в последние годы ознаменовалась таким количеством похабных перепевов, что очередной "ляп" уже мало кого и удивил.

Но должен признать: лажа обошла фильм Байера десятой дорогой. Ему удалось воссоздать атмосферу первой, эталонной ленты Крейвена.

Фабулу истории режиссер оставил фактически без изменений. В свое время Фредди Крюгер работал садовником в детском саду. Однако тайный педофил не успел разгуляться: родители решили линчевать негодяя. Котельная, где его сожгли живьем, впоследствии превратилась в виртуальный филиал ада, а сам садовод-извращенец - на безжалостного демона с пальцами-ножами. Дождавшись, пока "его детки" подрастут, Фредди начинает свою страшную месть.

Баер сохранил все признаки жанра, крови якобы не хватает, хотя категорию R этом фильме влепили все же по инерции: в нем нет ни излишества в "сценах насилия", ни обнаженных тел.

Сам Фредди Крюгер, конечно, изменился больше: если Роберт Инглунд иногда производил впечатление циничного шутника, то Хейли акцентирует на его инфернальный уродства. Впрочем, характерный черный юмор маньяка в римейке тоже сохранили ("Чего визжишь? Я же тебя еще не резал!")

Наибольший успех Байера - это зашит в ленту тест, который имеет целью выяснить, готов ли современный зритель предать "бывший" истории про Фредди. Когда герои выясняют для себя, что же происходило когда между ними и Крюгером, режиссер предлагает поверить в такую ​​версию: мол, похабные дети оболгали доброго и кроткого садовника, и родители, не разобравшись как следует, по ошибке убили невинного человека. Что якобы "все объясняет" и служит достаточным оправданием для мести из потустороннего. По крайней мере аналогичным трюком неплохо воспользовались сценаристы той же "Пилы", которые ближе к концу франшизы превратили живодеров на философа-страдальца. Но на искушенных таким сюжетным выкрутасы зрителей ждет прекрасный финальный облом: фигу вам, а не хорошего Крюгера. Он же был насильником и сволочью, и как только вы могли поверить, что все не так?

И Фредди тут же напоминает, какой он крутой, безжалостный и неистребим: последние кадры не вызывают сомнения, что эта резня еще продолжится.


Источник: http://empirefilm.ru
Поделись ссылкой с друзьями
Оставьте комментарий о новости
Оставь комментарий

Никто ещё не оставлял комментариев к этой статье. Не хотите стать первым?