После капитана Жеглова Высоцкому не позволяли играть вора

70-летний режиссер Александр Муратов живет в Киеве, почти в центре. Приглашает в одну из трех комнат, со скрипучим паркетом, диваном, креслами и журнальным столиком.

70-летний режиссер Александр Муратов живет в Киеве, почти в центре. Приглашает в одну из трех комнат, со скрипучим паркетом, диваном, креслами и журнальным столиком. На столике — очки, газеты и цветной журнал, открытый на календаре. Комната большая и через немногочисленную мебель кажется несколько пустой. Хозяин подтягивает закатанные рукава домашней клетчатой ​​рубашки, приглашает садиться, а сам трет глаза, будто от усталости.

Именно он когда то предложил бывшей жене — Кире Муратовой пригласить на съемки ее фильма «Короткие встречи» Владимира Высоцкого. Сегодня Высоцкий мог бы праздновать свое 68-летие.

В каком году вы работали с Высоцким?

Не могу сказать, что это было сотрудничество, — скромно отмахнулся он.

Высоцкий сидел на берегу, в Одессе это было, бренчал на гитаре. Моя жена снимала фильм, а я купался в море. Мы разговаривали с Кирой о будущем фильме «Короткие встречи». Не помню какой это был год: видимо, 1964-й или 1965-й ... Мне тогда даже пришлось за камерой постоять. С Высоцким какое-то время жили вдвоем в одной комнате в общежитии неподалеку моря. Я уже был разведенным тогда, Кира жила отдельно. Жили мы на территории киностудии, в «Куряже» — двухэтажном отельчике. Это народное название. Жили нормальненько, вот только лучше бы он не бренчал по ночам на гитаре и не мешал спать. Песни писал ночью. Говорят теперь, что он пьяницей был, а я вот ни разу не видел, чтобы он шатался.

А женщины? Говорят, был он очень популярен?

Не настолько, как теперь судачат. Тогда еще точно нет. Володя был максималистом — это было сразу заметно. Если уж любить — то Марину Влади. На съемках «Коротких встреч» у него, кажется, не было никого. Да и чрезвычайной популярности среди женского общества Высоцкий тогда не имел. В «Куряже» импровизированные концерты проходили простые, компанейские. Приезжали Окуджава, Тодоровский, Урбанский. Сидели, курили, разговаривали, выпивали, пели.

Муратов хорошо говорит на украинском. Признается, что в молодости даже в тайнике УПА сидел. Чтобы уберечь его от ареста НКВД, отец посоветовал ехать в Москву. Там и выбрал профессию режиссера.

Высоцкий приехал в Одессу, только чтобы попробовать себя в этом фильме?


Думаю, да. Ведь на пробах Кира его отклонила, так как имела своего кандидата. Утвержденнная на главную роль Антонина Дмитриева не приехала. Искать наскоро людей на важные роли — не дело. Поэтому я посоветовал Кире, чтобы она сама сыграла. Упиралась, не хотела, но согласилась — с условием, что я буду наблюдать за ее игрой. Кира замечательная актриса. В отрывке мольеровского «Дон Жуана» играла одну из рыбачек, вместе с Люсей Гурченко.

Потом еще одна неприятность: исполнителя главной роли Славу Любшина, моего приятеля, пригласили в фильм «Щит и меч». Второй режиссер, Слава Боголюбов, показал мне пробы. Я увидел совсем тогда неизвестного Володю Высоцкого. Он должен был играть геолога. Настоящие геологи такие: коренастые, мордастые, — убеждал я Киру. Так Высоцкий и пришел в кино — не через парадный вход, а с «черного».

Сам Высоцкий как отреагировал?

Я не все видел, потому снимали где-то в Окуневке. Помню, произошла еще одна неприятность: запил оператор. Пришлось стать к камере на несколько эпизодов. Раньше снимали — было солнечно, а здесь омрачилось. Тогда я придумал прием, который позже пригодился и другим. Снимал длиннофокусной оптикой, чтобы фон был размытым, а впереди притинял или тентом, или крышей — чтобы передний план был приглушенный, а на заднем — якобы солнце.

Как Высоцкий работал на площадке?


Он очень хотел сниматься. Cвоеродний, ходил с гитарой — пока не надо было сниматься, сидел сбоку. Играл или в море купался. 25 ему только исполнилось. Есть, знаете, такая вещь — жизнетворчество. У него такая аура была, как в классических православных мудрецов. Когда мы встречались на вечеринках, когда он заходил, все вставали, приветствовали его. А на площадке Володя не показался мне исключительным: хороший актер, хорошо схватывает.


Муратов встал, поймал тапок ногой, подтянул штаны. Стал на стул, нашел где-то в шкафу наверху фотоальбом, рассыпал снимки на диване. Позвал искать фото. После того как мы пересмотрели все, он разочарованно констатировал, что не имеет общей с Высоцким фотографии, хотя фотографировались.

Потом часто с ним виделись?

В конце 70-х договорились о работе в «Гонки по вертикали». Он очень хотел сыграть злодея Батона, но нам не разрешили. Прежде Высоцкий сыграл у Говорухина в «Место встречи?», Как они говорили, положительного героя. После капитана Жеглова «сверху» принципиально не разрешили играть злодея — такие были времена.

Мы не были друзьями — так, встречались иногда, общались. Даже не дружили, просто иногда судьба сводила. Еще до Высоцкого я немного был знаком с Мариной Влади. У меня был друг — художник Коля Двигубская, работавшая в «Дворянском гнезде» Кончаловского. Он из Франции приехал на фестиваль, а она — какая его родственница. Коля меня с ней познакомил.

За два дня спустя я позвонил Муратову, чтобы сделать фотоснимок. А он уже в Ялте.

Заболел я в ту ночь, — сказал. — На пневмонию. Зима — не мое время. Приеду не скоро, потому как выйду из больницы, сразу снимать фильм. Здесь же, на Черном море.


Источник: http://empirefilm.ru
Поделись ссылкой с друзьями
Оставьте комментарий о новости
Оставь комментарий

Никто ещё не оставлял комментариев к этой статье. Не хотите стать первым?